Подразделения

Счетчик посетителей

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
Просмотров: 7755
17.09.2013 00:00

Будаева Л.А.

Будаева Людмила Ахмадовна - доцент кафедры русского языка и общего языкознания Института филологии КБГУ.

Филолог, преподаватель русского языка и литературы, бакалавр психологии.

Кандидат педагогических наук.

Член Российской ассоциации исследователей, преподавателей и учителей риторики.

Действительный член «Ассоциации лингвистов-экспертов Юга России».

Автор 84 научных и научно-методических работ по проблемам формирования национально-русского билингвизма, культуры речи, по проблемам исследования коммуникативного сознания жителей полиэтнического региона, в том числе 5 монографий и 14 учебно-методических пособий, рекомендаций для студентов и магистрантов.

Участник разработки 3-х научно-исследовательских проектов МО РФ по программе «Русский язык»: «Функционирование русского языка в системе образования полиэтнических республик Северного Кавказа»(2001), «Русский язык как средство воздействия в государственных учреждениях полиэтнических республик» (2003), «Русский язык и средства массовой информации в условиях полиэтнического региона» (2006).

Сфера научных интересов: психолингвистика, социальная психология, риторика, теория и практика преподавания русского языка.

Работала преподавателем русского языка и литературы в Нальчикском педагогическом училище, научным сотрудником Института национальных проблем образования МО РФ. С 1988 г. преподает в КБГУ.

В последние годы в КБГУ ведет дисциплины: «Психолингвистика», «Культура речи и деловое общение», «Теория текста», «Информационные технологии», «Русский язык и культура речи», «Типология средств массовой коммуникации», «Психолингвистические особенности создания и восприятия текстов», «Научные основы школьного курса русского языка», «Методика преподавания русского языка». Читает курс «Риторика» на ФПК КБГУ.

E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript ; Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Список публикаций доцента кафедры русского языка и общего языкознания ИФ КБГУ Будаевой Людмилы Ахмадовны

1. Экстралингвистические аспекты развития русской речи учащихся 4-5-х классов балкарских школ // Совершенстование преподавания русского языка и литературы в национальных школах РСФСР. Тез.докл.н.-практ.конф. – Чебоксары: Чуваш.книж.изд-во, 1980. С.108-109.

2. Методика изучения русских имен существительных, прилагательных и числительных в 4-5-х классах балкарской школы. – Нальчик: Эльбрус, 1984.- 176с.

3. Социолингвистические основы обучения русскому языку учащихся балкарских школ //В помощь учителю: Сб. метод.ст. –Нальчик:Эльбрус, 1985.- С.36-48.

4. Методика изучения русского местоимения в 4-5-х классах балкарской школы. – Нальчик: Эльбрус, 1989. –104с.

5. Пути совершенствования словарной работы на уроках русского языка в 4-5-х классах национальной школы. – Ижевск: Удмуртия, 1989. С. 146-153.

6. Развитие русской речи учащихся 4-5-х классов балкарских школ в процессе изучения морфологии. Автореф.на соиск.уч.ст.канд.пед.н. – М.,1989. -18с.

7. Проблемы развития русской речи учащихся 5-6-х классов балкарских школ в процессе изучения морфологии // Вопросы обучения родному, русскому языкам и литературам в балкарской школе : Сб.н.ст. – М.:НИИ НШ МНО РСФСР, 1990. С. 72-85.

8. Психолого-педагогические предпосылки развития русской речи учащихся 5-6-х классов балкарских школ// Там же. С. 44-57. Статья.

9. Система работы по развитию речи учащихся 4-5-х классов балкарских школ в процессе изучения морфологии // Проблемы обучения родному и русскому языкам в балкарских и карачаевских школах. – Нальчик: Нарт, 1991. С. 95-108.

10. Актуальные проблемы развития русской речи учащихся 4-5-х классов балкарских школ в процессе изучения морфологии // Проблемы обучения родному и русскому языкам в балкарских и карачаевских школах. – Нальчик: Нарт, 1991. С. 76-94.

11. Развитие русской речи учащихся 5-6 классов балкарских школ в процессе изучения морфологии. – Нальчик: Нарт,1991. –168с.

12. Системно-функциональный подход к определению содержания обучения при формировании продуктивного координированного билингвизма // Проблемы обучения родному и русскому языкам в балкарской школе.: Сб.н.ст. – Нальчик: Нарт,1994. – С.100-109.

13. Учет социолингвистических данных при определении содержания практического материала в школьных учебниках // Там же. – С. 119-124.

14. Программа и методические указания по спецкурсу «Методика преподавания русского языка как иностранного»- Нальчик: КБГУ. -32с.

15. Программа и методические указания по курсу «Ораторское искусство» для студентов юридического факультета. - Нальчик: КБГУ. 16с.

16. Теория дискурса и развитие билингвизма // Этнос. Культура. Перевод. Тез. Докл. Всерос.н.конфер. – Пятигорск: ПГЛУ, 1996, с.44-45.

17. Проблемы развития языков в условиях изменения их социального статуса // Социолингвистические проблемы в разных регионах мира. Материалы междунар.конф.. – М. : 1996.- С. 93-95.

18. Особенности моделирования ситуации общения представителями контактирующих этносов // Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру. Тез.1 Междунар.конгр. 11-14сент.1996г.Симп.7.- Пятигорск:ПГЛУ, 1996, с. 87-90.

19. Проблемы определения лингвистических основ формирования национально-русского двуязычия // Проблемы развития государственных языков КБР. Тез.докл. респ.н.-практ.конф.-Нальчик:КБГУ,1996. – С. 20.

20. К вопросу о создании словаря-справочника «Русские глаголы» // Вестник КБГУ. Серия «Гуманитарные науки». Вып.2.- Нальчик: КБГУ,1996. – С.23-26.

21. Аффективный фактор в процессе обучения русскому языку // Проблемы развития государственных языков КБР. Мат-лы 2 респ. н.-практ.конф.30-31мая 1997г.-Нальчик:КБГУ,1997. – С. 62-64.

22. Преподавание русского языка и проблемы аккультурации//Социолингвистические проблемы изучения русского и родных языков в условиях новой языковой политики. Тез.докл.регион.н.конф. – Нальчик:ИПК,1997. –С.22-24.

23. Русско-кабардино-балкарские языковые контакты как объект лингводидактики // Там же. С. 5-7. (В соавт. С М.Л. Апажевым).

24. Теоретические предпосылки появления укрупненных учебных единиц в практике преподавания русского языка // Вестник КБГУ. Серия «Филологические науки». Вып.3.- Нальчик: КБГУ,1997. – С.17-24.

25. О некоторых особенностях языковой ситуации в КБР и преподавании кабардинского и балкарского языков// Актуальные проблемы общего и кавказского языкознания. Материалы н.регион. конфер. - Нальчик: КБГУ,1997. – С.65-67.

26. Методика преподавания русского языка. Программа и метод. Указания.- Нальчик: КБГУ,1997. 53с.

27. Особенности использования государственных языков КБР представителями младшего поколения // Тез. Докл.междунар.коллоквиума Европейского общества кавказоведов. – Махачкала: 1998.- С. (в соавт. С И.М.Баловой).

28. О системе обучения русскому языку как государственному в КБР// Мат-лы 3 республ.н.конф. «Проблемы развития государственных языков КБР», посвящ. 80-летию проф. Б.М.Карданова. -.- Нальчик: КБГУ,1998. – С.88-92.

29. Проблемы формирования языковой личности в условиях поликультурного образования в КБР//Многоязычие северного Кавказа и проблемы этнолингводидактики. Тез. Докл. « Междунар.конгр.по программе «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру»15-20сент.1998. - Пятигорск:ПГЛУ, 1998, с.13-14.

30. Проблемы формирования языковой личности средствами балкарского языка в условиях новой языковой ситуации // Культурно-историческая общность Северного Кавказа и проблемы гуманизации межнациональных отношений на современном этапе. Мат-лы междунар. Н.-теорет. Конф. 28-31окт. 1997г.- Черкесск-Архыз, 1999.- С.366-367.

31. Средства речевого воздействия. Материалы к курсу «Ораторское искусство». – Нальчик: КБГУ, 1999. –28с. (в соавт. С Е.М.Коротковой).

32. Практикум по курсу «Ораторское искусство» для студентов юридических факультетов. - Нальчик: КБГУ, 2000. –65с.

33. Лингво-когнитивный аспект в обучении русскому языку при формировании национально-русского билингвизма //Когнитивная парадигма. Симп.1. Лингвистика и литературоведение. Тез.междунар.конф. - Пятигорск:ПГЛУ, 2000. – С. 39-42.

34. Выбор модели обучения при формировании билингвизма в условиях государственного многоязычия // Филология на рубеже тысячелетий. Вып.4. Филология в образовательном пространстве России. Мат-лы междунар. Научной Конфер.- Росто н/Д, 2000. – С. 3-4.

35. Динамика педагогической ситуации обучения родному и русскому языкам в национальных школах КБР // Проблемы повышения качества и новые технологии подготовки специалистов образования в системе классических университетов. Тез. Всерос. Н.-практ.конфер. – Нальчик: КБГУ,2000. – С. 27-30.

36. Возможности установления субъект-субъектных отношений в процессе обучения языку в школе и в вузе с помощью НЛП // Там же, с.31-32. (в соавт. С Е.М.Коротковой).

37. К вопросу о базисных категориях сопоставления русского и карачаево-балкарских языков в лингводидактическом аспекте // Вестник КБГУ. Серия «Филологические науки». Вып.4.- Нальчик: КБГУ,2000. –С.65-67.

38. О языковой ситуации в вузах полиэтнической Кабардино-Балкарии // Башиева С.К., Балова И.М., Будаева Л.А., Теуникова М.Ч. Русский язык в системе образования Кабардино-Балкарской республики.- Нальчик: КБГУ, 2001.- С.16-21.

39. Изучение государственных языков в школах КБР // Русский язык и языки народов России: функциональное и структурное взаимодействие. Тезисы междунар. Практ. Конфер. – Владикавказ, 2001.- С. (в соавт. с. И.М.Баловой).

40. Научные основы школьного курса русского языка. Программа и методические рекомендации к курсу(уч.пос.) Нальчик: КБГУ, 2001. –20с. Работа выполнена в рамках научно-исследовательского проекта «Функционирование русского языка как государственного в системе образования полиэтнических республик Северного Кавказа (на материале Кабардино-Балкарской Республики)», финансируемого МО РФ по федеральной целевой программе «Русский язык» (2001 год Госконтракт №173).

41. Изучение государственных языков в высшей школе Кабардино-Балкарии // Язык и общество на пороге нового тысячелети: итоги и перспективы. Тезисы докл. Междунар.конфер. (Москва, 23-25 октября 2001г.) -М.:Эдиториал, 2001. – С.269-271.

42. Русский язык в системе образования Кабардино-Балкарской Республики. Нальчик: Каб.-Балк. ун., 2001. - 25 с. ( в соавторстве с Башиевой С.К., Баловой И.М., Шогеновой М.Ч.)

43. Родной язык студентов в полиэтнической Кабардино-Балкарии // Материалы регинальной научной конференции, посвященной 85-летию со дня рождения К.Ш.Кулиева (23-24 октября 2002 г.). - Нальчик: КБГУ, 2002 – С. 123-127.

44. Методика преподавания русского языка как родного в средней школе. Программа и методические указания: Уч.пос. - Нальчик: КБГУ, 2002. – 47с.

45. Методика преподавания русского языка как государственного в средних школах полиэтнических республик. Программа и методические указания: Уч.пос. - Нальчик: КБГУ, 2002. – 39с.

46. Научные основы школьного курса балкарского языка. Программа и методические рекомендации. - Нальчик: КБГУ, 2002. – 26с. (в соавт. с Б.Х.Мусукаевым).

47. Особенности владения русским языком и речью служащими Кабардино-Балкарских государственных учреждений //Русский язык в полиэтнической среде: состояние и перспективы. Материалы международной научной конференции.- Нальчик: КБГУ, 2003..- С.34-39. (в соавт. с С.КБашиевой) Работа выполнена в рамках научно-исследовательского проекта «Функционирование русского языка как государственного в системе образования полиэтнических республик Северного Кавказа (на материале Кабардино-Балкарской Республики)», финансируемого МО РФ по федеральной целевой программе «Русский язык» (2001 год Госконтракт №173).

48. Особенности публичной речи в судах Кабардино-Балкарии // Там же. С.41-44. (в соавт. с Г.Е.Щербань) Работа выполнена в рамках научно-исследовательского проекта «Функционирование русского языка как государственного в системе образования полиэтнических республик Северного Кавказа (на материале Кабардино-Балкарской Республики)», финансируемого МО РФ по федеральной целевой программе «Русский язык» (2001 год Госконтракт №173).

49. Некоторые проблемы использования русского языка как средства воздействия в государственных учреждениях полиэтнических республик (на материале Кабардино-Балкарии) // Там же. С. 44-49. (в соавт. с И.М.Баловой, С.К.Башиевой, З.М.Габуниа, Г.Е.Щербань) Работа выполнена в рамках научно-исследовательского проекта «Функционирование русского языка как государственного в системе образования полиэтнических республик Северного Кавказа (на материале Кабардино-Балкарской Республики)», финансируемого МО РФ по федеральной целевой программе «Русский язык» (2001 год Госконтракт №173).

50. Русский язык в системе образования нефилологических факультетов классических университетов полиэтнических республик Северного Кавказа // Там же . С. 54-64. Работа выполнена в рамках научно-исследовательского проекта «Функционирование русского языка как государственного в системе образования полиэтнических республик Северного Кавказа (на материале Кабардино-Балкарской Республики)», финансируемого МО РФ по федеральной целевой программе «Русский язык» (2001 год Госконтракт №173).

51. Обучение русскому языку и культуре речи студентов-нефилологов классических университетов полиэтнических республик Северного Кавказа (на материале Кабардино-Балкарии) // Функциональный аспект в преподавании русского языка и литературы в межнациональной аудитории. Сб. уч.-метод.статей участников секции «Русский язык и литература в межнациональном общении». – Саранск: МГУ, 2003. – С.31-35.

52. Методика преподавания русского языка как государственного в средних школах полиэтнических республик. Программа и методические указания: Уч.пос. - Нальчик: КБГУ, 2003. – 39с. Рекомендовано Советом по филологии Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности: 021700 – «Филология» специализация «Языки и литературы народов России», «Русский язык и литература в межнациональном общении».

53. Программа курса «Культура делового общения» для госслужащих полиэтнических республик. - Нальчик: КБГУ, 2004. – 12с. . Работа выполнена в рамках научно-исследовательского проекта «Русский язык как средство воздействия в государственных учреждениях полиэтнических республик Северного Кавказа (на материале Кабардино-Балкарской Республики)», финансируемого МО РФ по федеральной целевой программе «Русский язык» (2003год Госконтракт №691)

54. Лингвориторический компонент в становлении «конвертируемого» специалиста в полиэтнической России // Язык как система и деятельность. Мат-лы всерос. Научн.конф., посвящ. 80-летию проф. Ю.А.Гвоздарева. – Ростов на/д, 2005. – С.232-233.

55. К вопросу о роли СМИ в воспитании поликультурной личности // Полилингвальное образование как основа сохранения языкового наследия и культурного разнообразия человечества. Мат-лы междунар.конф.- Владикавказ,2006. – С.60-63. Работа выполнена в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ № 06-04-33401 а/Ю «Русский язык и средства массовой информации в условиях полиэтнического региона» (в соавт).

56. Динамика языковых процессов и ее влияние на поликультурное образовательное пространство // Там же.- С. 43-45. Работа выполнена в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ № 06-04-33401 а/Ю «Русский язык и средства массовой информации в условиях полиэтнического региона».(в соавт.)

57. Влияние социальных факторов на развитие языка современной газеты (на примере средств массовой информации Кабардино-Балкарии) // Языковая личность – текст – дискурс: теоретические и прикладные аспекты исследования. Мат-лы междунар.научн.конф.: в 2ч. – ч. 2 – Самара: изд-во «Самарский университет», 2006, с. 58-62. Работа выполнена в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ № 06-04-33401 а/Ю «Русский язык и средства массовой информации в условиях полиэтнического региона». (в соавт.)

58. Инфосфера полиэтнического региона и ее влияние на речевую культуру молодежи // Там же. ч. 1 , с.179-185. Работа выполнена в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ № 06-04-33401 а/Ю «Русский язык и средства массовой информации в условиях полиэтнического региона». (в соавт.)

59. Проблемы функционирования государственных языков в полиэтническом регионе (на примере Кабардино-Балкарской Республики). – Нальчик: Каб.-Балк.ун-т, 2006. – 191с. (в соавт.)

60.Функционирование средств массовой информации в КБР (результаты социолингвистического опроса учащихся средних школ) // Русский язык как важный социальный фактор объединения наций и народностей: Мат-лы всерос.н.-практ. Конфер. (Владикавказ, 19-21 декабря 2007г.) / Под ред. Проф. З.Х.Тедтоевой.– Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2008. – с.90-95. (в соавт.)

61. Балова И.М., Будаева Л.А. Динамика языковой образовательной политики в КБР // Русский язык как важный социальный фактор объединения наций и народностей: Мат-лы всерос.н.-практ. Конфер. (Владикавказ, 19-21 декабря 2007г.) / Под ред. Проф. З.Х.Тедтоевой.– Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2008. – с. 121-124.(в соавт. С Баловой).

62. Функциональный статус СМИ В Кабардино-Балкарской республике (по результатам социолингвистического опроса взрослого населения) // Вестник КБГУ. Серия филологическая.- Нальчик: КБГУ, 2006, с. 90-95. Работа выполнена в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ № 06-04-33401 а/Ю «Русский язык и средства массовой информации в условиях полиэтнического региона».( в соавторстве) .

63. Особенности функционирования СМИ в Кабардино-Балкарской республике// Вестник КБГУ. Серия филологическая.- Нальчик: КБГУ, 2006, с. 7-12. Работа выполнена в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ № 06-04-33401 а/Ю «Русский язык и средства массовой информации в условиях полиэтнического региона». Объем 0,5 п.л. (в соавторстве).

64. Лингвориторическая подготовка специалистов в условиях государственного многоязычия: проблемы и пути их решения // Роль риторики и культуры речи в реализации приоритетных национальных проектов. Мат. XI международной научно-методической конф. «Риторика и культура речи в современном информационном обществе». (29-31 янв.2008г. Москва). - М.:МПГУ, 2008. – С. 67-71.

65. Русский язык в коммуникативном сознании студентов классических университетов Северного Кавказа (на материале Кабардино-Балкарской республики) // Матер. Всерос. Научно-практ. Конф. «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. IX Кирилло-Мефодиевские чтения». (13-14 мая 2008г. Г. Москва).

66. Проблемы подготовки специалистов в вузе в условиях государственного многоязычия (лингводидактический аспект) // Мат. Регион. Конф., посвящ. 90-летию со дня рождения К.Ш.Кулиева.-. Нальчик:КБГУ, 2008. – С.73-77.

67. Особенности формирования речевой компетенции студентов в условиях государственного многоязычия (на материале Кабардино-Балкарской Республики)// Концепт и культура: Россия в глобальном культурном пространстве. Мат-лы III Междунар.н. конф. – Кемерово: КГУ, 2008. – С.648-655.

68. Государственные языки в коммуникативном сознании будущих специалистов в полиэтнических регионах РФ (на материале Кабардино-Балкарской Республики)//Полилингвальное образование как основа сохранения культурного разнообразия и языкового наследия человечества. Мат-лы II Междунар.н.конф. – Владикавказ, 2008. – С.42-47.

69. О некоторых языковых стразах в публичных высказываниях билингвов//Известия КБНЦ РАН. – Нальчик, 2008. - № 3.– С.151-160. ( в соавт. С Баловой).

70. Реализация новых принципов образования в УМК по русскому языку и литературе // Программа республиканского семинара. ИПК и ПРО КБГУ. – Нальчик, 2008.( В соавт. С Башиевой)

71. О некоторых перспективах преподавания государственных языков в вузах полиэтнических республик // Проблемы обучения родным и русским языкам в условиях полиэтнического общества. – Нальчик: КБГУ, 2008, с. 6-9.( в соавт. С Баловой).

72. Теория текста. Программа и методические рекомендации . – Нальчик: КБГУ, 2008. -18с.(в соавт. С Баловой).

73. Русский язык и культура речи для специальности 080507-Менеджмент организации. Программа и методические рекомендации . – Нальчик: КБГУ, 2008. -18с.-21с.

74. Русский язык в средствах массовой информации полиэтнической Кабардино-Балкарской Республики. Научное издание. Нальчик: Изд.-во КБГУ, 2009.- 65 с. (в соавторстве с Башиевой С.К., Баловой И.М., Шогеновой М.Ч.)

75. Государственные языки в коммуникативном сознании городской интеллигенции Кабардино-Балкарской Республики// Россия и Кавказ. Мат-лы междунар.н.конф. – Владикавказ, 2009, с. 124-128 ( в соавт.)

76. Русский язык в коммуникативном сознании интеллигенции полиэтнических регионов Северного Кавказа ( на материале Кабардино-Балкарии). – М.: Старая площадь, 2010// специализированный САЙТ по русской словесности http://rusistica.ru/

77. Балкарский язык в коммуникативном сознании городской интеллигенции//Национальные образы мира в художественной культуре. Мат.междунар.н.конф. – Нальчик: КБГУ, 2010, с. 172-176(в соавт.).

78. Подготовка учителей русского языка в вузах Северного Кавказа как фактор гармонизации межнациональных отношений (на материале Кабардино-Балкарской Республики)// Всероссийский съезд учителей русского языка. Труды и материалы. М.: МГУ, 2012, с. 365.

79. Возможности корректирования орфографических умений учащихся по русскому языку// Мат. рег.н.-практ.конф., посвящ.памяти педагогов Н.А.Багова и А.Ж.Будаева (25-26 октября 2012г.) «Актуальные проблемы исследования государственных языков и их преподавания в республиках Северного Кавказа». – Нальчик:КБГУ, 2012 с. 84-89.

80. Реализация компетентностного подхода в процессе изучения курса «Психолингвистика»// Мат. рег.н.-практ.конф., посвящ.памяти педагогов Н.А.Багова и А.Ж.Будаева (25-26 октября 2012г.) «Актуальные проблемы исследования государственных языков и их преподавания в республиках Северного Кавказа». – Нальчик, 2012, с. 89-94.

81. Психолингвистика. Методические рекомендации для магистрантов. Уч.-метод.пос.- Нальчик: КБГУ, 2012.- 30с.

82. Образ русского языка в коммуникативном сознании интеллигенции полиэтнических республик Северного Кавказа (на материале Кабардино-Балкарской Республики) // Известия Кабардино-Балкарского госуниверситета. – Нальчик: КБГУ, 2013.

83. О некоторых особенностях «сетки координат» коммуникативного сознания молодежи Северного Кавказа (на материале Кабардино-Балкарской республики) // Вопросы психолингвистики.- 2013. - №17. – 96-107.

84. Язык собеседника в коммуникативном сознании молодежи полиэтнических республик Северного Кавказа (на материале КБР)// Коммуникативные исследования 2013. Сб.н.ст. – Воронеж, ВГУ, 2013.